Затем с первой попытки поступил в лётное училище на специализацию штурмана – этого добился потому, что учился на четвёрки и пятёрки и рос крепким и здоровым. После окончания училища в 1968 г. был направлен в Кировский аэропорт. В1985 г. закончил академию гражданской авиации и был назначен начальником аэропорта. В моей жизни произошло много всего интересного, ведь я проработал в аэропорту 38 лет. Сейчас я на пенсии, но работаю директором «Автотехцентра», веду активный образ жизни.
– Что вы чувствовали, когда прыгали с парашютом?
– Прыжок с 800 метров чувствуется более сильно. Сначала тебя трясёт, как котёнка, а потом ты оказываешься, как будто в безвоздушном пространстве. Тот момент, когда над тобой раскрывается огромный белый купол, просто невозможно передать словами! Это нужно прочувствовать!
– Какое ощущение при управлении самолётом?
– Ощущения почти такие же, как вести машину.
– Когда первые самолёты появились в Кирове?
– Первый аэропорт построили на Филейке в 1937 г., и первая железная птица тоже появилась в 1937 г., аэропорт в Победилово – в 1969г. В 70-е годы начали у нас летать Ан-24, а в 80-е – даже реактивные самолёты ТУ-134 , Як – 40. С 80-х до 1993 г. в аэропорту работало до 2000 человек, сейчас – 450. Но, к сожалению, с перестройкой мы стали летать меньше. Из нашего аэропорта можно улететь на юг, в Москву и Санкт-Петербург на боинге американского, на аэробусе – европейского производства. Через нас осуществляются полёты на Дальний Восток, в Корею, Японию. Это очень интересные трассы. Ещё мы узнали, что всё общение пилота с наземными службами ведётся на английском языке и в зале управления воздушным движением тоже, поэтому любой пилот должен в совершенстве владеть этим языком.
– Как готовят посадную полосу? Слышали, что это тоже довольно ответственный момент.
– Да, зимой её сначала покрывают противогололёдным реагентом, чистят, чтобы полоса была сухая.
– Какой самолёт теперь считается лучшим?
– Боинг, а среди наших – ИЛ-96 (на нём летает президент). В среднем за год пилот налётывает 500-800часов. Я в свою бытность, работая начальником аэропорта, принимал патриарха Алексия I, Б.И. Ельцина, В.С. Черномырдина. Теперь мой брат управляет воздушным движением.
– В г. Слободском мы видели самолёт. Знаете ли вы, как он там появился?
–Да, глава администрации города очень любил авиацию и выпросил у авиапредприятия списанный АН-24. Я принимал его в Слободском, а посадку осуществлял лётчик-испытатель из Москвы. Приземлилась «аннушка» на картофельном поле. Чуть позже там подготовили специальную площадку и установили трудягу на постамент. Хотели организовать детский кинотеатр, но из-за большой пожароопасности, которую представляет любое аэросудно, это делать запретили. Теперь он просто стоит, как памятник нашей авиации.
За свою жизнь я облетали все 42 местных аэродрома. А знаете ли вы, что в 60-е годы не во все районы весной и осенью можно было добраться на автобусе? В этом случае выручал наш АН-2, который народ прозвал кукурузником.
– Почему?
– Он опылял поля, кстати, с кукурузой тоже, разбрасывал с воздуха удобрения, всякие средства от вредителей растений.
– День авиации отмечаете?
– Да, каждое третье воскресение августа меня всегда приглашают в аэропорт на праздник – это для меня святое, потому что авиация – вся моя жизнь. И снова хочется подняться в небо! В этот день на аэродроме Кучаны смельчаки могут прыгнуть с парашютом и почувствовать себя пилотом, а все желающие могут посмотреть показательные выступления пилотов, восхититься их смелостью, полюбоваться нашими стальными птицами, потрогать их и даже посидеть в кресле самолёта.
- Ваша любимая песня?
– «Чёрный кот» – она такая задорная, сразу вспоминаются молодость и задор.
– Наверное, вами гордится город Советск, где вы родились! Что пожелаете нам, юношам и девушкам, стоящим на пороге школы? Как добиваться своей мечты?
– Желаю успешно окончить школу и поступить в то учебное заведение, какое подсказывает сердце.
– Благодарим вас за общение с юнкорами. Счастья, здоровья, благополучия вам и всем, кто управляет мощными стальными птицами.
Анастасия Лекомцева, 9 «А