У­чим ре­бен­ка пла­ни­ро­вать свои де­ла

В результате обилия всевозможных дел у ребенка в голове нередко образуется сумбур. С одной стороны, ему не очень понятно, как он успеет сделать все необходимое, а с другой стороны, ребенок убежден, что день длинный и времени хватит на все. Однако время пролетает незаметно, а многое так и остается несделанным: одно – потому, что не успел, а другое – потому, что забыл.

Предложите ребенку записывать в ежедневнике или в тетрадке все дела, которые ему необходимо сделать сегодня. Формулируем дело таким образом, чтобы из самой формулировки сразу было видно, что надо сделать. После того, как задача выполнена, пусть рядом с ней поставит «галочку» или аккуратно зачеркнет ее.

Домашние поручения тоже пишите ребенку в виде списка. Вы можете прикрепить его к холодильнику магнитом или оставить на кухонном столе – неважно, главное, чтобы был письменный перечень дел. Нужно в магазин – пожалуйста: пишем список того, что надо купить в магазине. Пусть ребенок не держит в голове неважные вещи, память нужна ему для раздумий, глубоких мыслей, творческих идей и фантазий.

И у нас, и у наших детей бывают ситуации, когда нужно выполнить какое-то дело не в определенное время, а при определенных обстоятельствах. Например, «когда в школу приедут представители вузов, подойти и задать следующие вопросы». Дела такого рода невозможно привязать к определенному времени, а, следовательно, непонятно, куда их записывать, чтобы про них не забыть. Следовательно, об этих делах нужно пытаться постоянно помнить. Значит, нужна какая-то хитроумная система планирования, позволяющая привязывать дела не к времени, а к чему-то еще.

Контекстное планирование – это такой способ записи дела, при котором оно легко вспоминается в случае наступления обстоятельств, подходящих для его выполнения

Технология контекстного планирования состоит из трех шагов:

  1. Определить свои контексты и завести под них удобные носители. Это могут быть отдельные разделы в ежедневнике, папки, стикеры и закладки, доски, просто листы бумаги, прикрепленные в нужном месте, - словом, все, что нам удобно.
  2. Написать списки дел, которые необходимо сделать при наступлении контекстов.
  3. Просмотреть нужный список при приближении подходящего контекста.

Вот пример контекста - «Моя будущая специальность». Заведя папку с таким названием, можно собирать там информацию, которую узнали все члены семьи – кто по радио, кто по TV, кто – от знакомых. Разумеется, все это требует записи на бумаге. Вкладывайте туда газетные вырезки и подборки из тематических журналов. Когда наступит время определяться с выбором вуза, содержимое этой папки окажется для вас большим подспорьем.

Обратиться к администрации лицея