Полная версия сайта

Тайм-ме­нед­жмент для у­ча­щих­ся стар­ших клас­сов: го­то­вим­ся к пос­тупле­нию в ВУЗ

У нашего ребенка наступил самый ответственный и самый напряженный период в жизни. Это время выбора, когда раздумывать больше некогда, - ему нужно окончательно определиться с профессией и выбрать вуз, в который он хочет поступать. Ему надо успешно окончить школу и сдать ЕГЭ на максимально возможный балл.

В это время как никогда ему нужно правильно спланировать и организовать собственную работу для того, чтобы успеть выполнить все намеченное и достигнуть определяющей цели в жизни – поступить в ВУЗ. Но прежде надо окончательно определиться с выбором специальности.

Самая большая проблема молодых специалистов сегодня – это колоссальный разрыв между специальностью человека и его представлением о выполняемых функциях. Человек, окончивший ВУЗ и пришедший на работу по специальности, внезапно выясняет, что работа, которой ему предстоит заниматься на деле, не имеет ничего общего с его мечтами.

Для того, чтобы не потерять много времени даром, прежде, чем делать какие-то решительные шаги в отношении выбора специальности (направления подготовки), ребенку желательно погрузиться в атмосферу, максимально приближенную к той, в которой он будет находиться, получив образование и работая по данной специальности. Например, если он мечтает быть педагогом, стоит попробовать еще в школе вести какой-нибудь кружок у малышей. Мечтает быть менеджером – взяться за какой-то крупный школьный проект и организовать его, поруководив другими ребятами. Мечтает быть финансистом – пусть какое-то время ведет семейный бюджет, контролирует расходы, пытается их оптимизировать. Когда ребенок погрузится в среду, в которой ему предстоит работать, ему будет проще разобраться, насколько это соответствует его представлениям и мечтам.

Но выбор ВУЗа – дело вторичное. В первую очередь необходимо принять решение о специальности или направлении подготовки, поскольку именно они определяют будущую профессию. Бывает, что ребенок одновременно тяготеет к нескольким направлениям подготовки, и ему очень сложно предпочесть одно из них. Если и ребенок, и вы затрудняетесь с выбором, попробуйте использовать метод многокритериальной оценки.

Данный метод заключается в следующем:

  1. Выписываем все варианты, из которых нам надо выбрать наилучший.
  2. Определяем критерии их оценки.
  3. Выявляем степень значимости, важности для нас каждого критерия. Для этого устанавливаем вес каждого критерия.
  4. Ставим оценки каждому варианту по каждому критерию. Подсчитываем взвешенные оценки и выбираем оптимальный вариант.

В процессе подготовки к экзаменам ребенок перерабатывает огромный массив информации. Если информация находится в хаотичном, несистематизированном виде, ребенок может обращаться к ней многократно и так и не запомнить главное. Гораздо эффективнее, если ребенок, изучая ту или иную тему, будет выделять ключевые моменты и фиксировать их отдельно от остального текста – формировать краткий конспект. Впоследствии, для лучшего усвоения, ему не надо будет заново перечитывать весь материал, а только повторить и закрепить то главное, на поиски которого совсем не нужно тратить времени, поскольку оно уже выделено из основного текста и хорошо видно. Рассмотрим, как это можно сделать технологически.

  • Широкие поля в тетради по предмету. Обычную тетрадь, с кото¬рой работает ребенок, можно разлиновать так, чтобы оставались очень широкие поля, на треть тетради. Наиболее важные мысли, правила, формулы сразу же пишем на полях.
  • В конце тетради заводим контекстные разделы по каждой теме изучаемого курса. Например, по русскому языку это может быть орфография, орфоэпия, синтаксис, морфология. Изучая какие-либо правила, выписываем это правило на нашу контекстную страницу. Туда же выписываем различные примеры применения этого правила.
  • Используем мини-словарики. Они отлично работают на всех гуманитарных дисциплинах. Например, по истории на них можно записать даты, имена императоров, годы их правления и так далее.
  • Обобщающие таблицы. После того, как правило изучено, всю информацию, касающуюся этого правила, можно свести в единую таблицу и впоследствии повторять материал уже по этой таблице.

Завершение обучения в школе и поступление в ВУЗ – судьбоносное время в жизни ребенка. Насколько вдумчиво, осознанно и целеустремленно он будет выбирать вуз и специальность, насколько организованно будет готовиться к ЕГЭ и дополнительным вступительным испытаниям, настолько успешен будет его мощный рывок к достижению своей цели.

Прим. Текст собрания основан на книге "Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей» Марианны Лукашенко

Обратиться к администрации лицея