Тайм-ме­нед­жмент для у­ча­щих­ся ос­новной шко­лы (5-9 клас­сы)

Развиваем интеллект и задумываемся о будущей профессии

В основной школе в жизни ребенка происходят значительные изменения. Появляется много учебных дисциплин, много учителей, а, следовательно, и много домашних заданий. Соответственно, нам нужны инструменты, которые позволяли бы ребенку легче запоминать, быстрее настраиваться на работу, творить и развиваться. Кроме того, именно в этот период времени у ребенка наступает так называемый переходный возраст, когда он наиболее уязвим для нежелательных контактов и поступков. Поэтому ему необходимо знание технологии вежливого, корректного, но категорического отказа всему дурному.

Нередко ребенок, даже очень старательный, никак не может настроиться на домашнюю работу. Проблема эта не только детская, взрослые люди тоже часто испытывают трудности с тем, чтобы быстро включиться в работу. Особенно это касается тех, кто периодически работает дома. Они часто жалуются на то, что дома к ним никак не приходит рабочее настроение, и это естественно, ведь дома они привыкли отдыхать. Для настроя на учебу очень удобен инструмент, называемый в психологии якорем.

Якорь – это некая метка в сознании человека, которая отвечает за вызов у него конкретного состояния. Например, школьный звонок на урок сразу же собирает и сосредотачивает детей, а школьный звонок с урока, наоборот, сразу же отключает их от учебного процесса. При слове «контрольная» у многих из нас до сих пор возникает неприятный холодок в животе. Мы увидели лимон, и у нас стало кисло во рту.

В основе якорения лежит идея, что любое наше переживание окружено какой-то информацией. Мы в этот момент слышим какие-то звуки, видим какие-то образы, ощущаем какие-то запахи. Наше переживание сцепляется с этой информацией, и они начинают составлять единое целое. Поэтому впоследствии, когда вдруг нечаянно или сознательно воспроизводится та информация, воспроизводится и переживание, связанное с ней. То есть, видя, слыша или ощущая то, что сопровождало наше переживание, мы вновь испытываем его.

Якорем может быть все что угодно: детская фотография, определенный жест, тон голоса, игрушка, хлопок по плечу, какое-то необычное рукопожатие, которое используют отец с сыном и которое вызывает определенный настрой у обоих, сказка перед сном и т.д. Якорь очень хорошо действует при настройке на работу и отдых. Например, многим из нас для того, чтобы включиться в работу, необходимо выпить чашку кофе или зеленого чая.

Расскажите ребенку о якорях и вспомните вместе свои примеры якорей. Какие якоря вызывают у вас определенные состояния? Наверняка, ребенок идет на ответственное мероприятие с каким-то талисманом. Возможно, перед тем, как приступить к выполнению уроков, ребенок всегда слушает какую-то определенную песню или ест яблоко? Может быть, перед занятиями он всегда точит карандаши, а вам кажется, что он просто медлит. Это может быть тот самый якорь, который лучше всего настраивает ребенка на выполнение уроков.

Обратите внимание, что вы сами можете стать якорем своему ребенку. Если с раннего возраста вы приучите ребенка к тому, что когда он делает уроки, вы все время сидите рядом и делаете их вместе с ним, то вы и будете делать это до тех пор, пока он совсем не вырастет. Ваше присутствие рядом с ним будет ему просто необходимо, без вас он не сможет ни настроиться на работу, ни эффективно выполнять домашние задания. Поэтому помогать – помогайте, а вот постоянно рядом во время уроков лучше не сидеть – не стоит формировать подобный якорь.

Если от прослушивания лекции наш ребенок усваивает всего 5% материала, то, обучая других, он усваивает 90% материала. Следовательно, если мы хотим, чтобы ребенок лучше усвоил учебный материал, надо попросить его объяснить нам, как решается та или иная задача. Только делать это надо не в форме контроля, а в форме обучения: «Слушай, я никогда это правило не могла понять, объясни, пожалуйста». И по-настоящему пытаться разобраться.

Нередко дети стесняются просить и пытаются решить свою проблему самостоятельно. Есть семьи, в которых это является установкой: «Не проси другого сделать то, что можешь сделать сам». Но это если можешь сделать сам. А если нет? Поэтому ребенок должен понимать, что просить о помощи – это нормально. В любом случае очевидно, что умение просить в жизни все равно пригодится. Давайте рассмотрим формулу просьбы, которую рекомендуют психологи:

  • контакт;
  • формулирование просьбы; рациональное обоснование (аргументы); обоснование эмоциональной значимости;
  • индульгенция (если откажешь, отношения останутся прежними).

Пример:

  1. Здравствуйте, Татьяна Петровна! Вы можете уделить мне несколько минут?
  2. Пожалуйста, разрешите мне переписать контрольную работу по математике. У меня в дневнике одни пятерки и только одна тройка за эту контрольную, мне хотелось бы ее исправить. Мне так неприятно, что я схватил тройку. И я очень переживаю, что родители расстроятся.
  3. Но если это невозможно, то ничего не поделаешь. В конце концов, я получил то, что заслужил.

Таким образом, становится очевидным, что нам необходимо учить наших детей не только правильно просить, но и правильно отказывать. Наиболее распространенным вариантом отказа является определенно «Вранье с форс-мажором», хотя разумнее и эффективнее применять «Логическую аргументацию» или «Твердое "нет"». Почему же нам проще нагородить «пожар во флигеле» или «подвиг во льдах», чем сказать короткое слово «нет»? Потому, что наша культура скорее восточная, нежели западная, и мы все воспринимаем через призму личных отношений. Ты мне отказал – значит, не уважаешь! Поэтому давайте с детства учить детей культуре отказа.

А теперь давайте рассмотрим универсальную формулу отказа, которую рекомендуют психологи (особенно в ситуации с небезопасными просьбами):

  • контакт;
  • просьба;
  • четкий отказ;
  • рациональное обоснование;
  • поддержка: сочувствие (я понимаю, как тебе сейчас, но у меня есть свои обстоятельства) или сожаление (ничего личного, я просто не готова взять на себя такую ответственность).
Обратиться к администрации лицея