По­че­му «все в пос­ледний мо­мент» и что с э­тим де­лать?

Часто мы, родители, переживаем по поводу того, что ребенок тратит время зря и все никак не может приступить к выполнению нужных дел. Как часто сетуем на медлительность ребенка, лень, привычку «тянуть резину», делать все в последний момент. Помимо неумения планировать свои дела и отделять главное от второстепенного, существуют и другие причины того, что ребенок не успевает вовремя выполнить свои задачи. Так, родителей обычно очень беспокоит привычка ребенка откладывать свои дела до последнего. Давайте вместе попытаемся разобраться с этим.

Промедление – это стратегия поведения, при которой человек откладывает свои дела на определенный (или, скорее, неопределенный) срок. Человека, применяющего такую стратегию, мы будем называть промедлителем.

Весь цикл промедления может быть пройден ребенком за один день или неделю:

  • Понедельник: получено домашнее задание.
  • Вторник: «На этот раз я начну рано».
  • Среда: «Скоро придется начать».
  • Четверг: «А вдруг я вообще не начну?»
  • Пятница: «Надеюсь, никто не заметит».
  • Суббота: «Со мной что-то не в порядке».
  • Воскресенье: «Окончательный выбор – делать или не делать».
  • Понедельник: «Никогда больше не буду откладывать».

Но, к сожалению, истинный промедлитель вскоре вновь оказывается в этом замкнутом цикле. Заметим, что дело не ограничивается плохой оценкой за невыполненную или плохо выполненную работу. Во-первых, ребенок тяжело переживает происходящее, и это снижает его самооценку, во-вторых, у него формируется привычка к промедлению.

Есть базовые психологические причины, с которых все начинается. Таких причин три:

  1. Боязнь провала (Если я буду очень много готовиться, а потом получу трояк, значит, я бездарь.)
  2. Боязнь успеха (Если я хорошо подготовлюсь по биологии, то мальчишки будут звать меня "ботаник".)
  3. Перфекционизм (ребенок осознает, что не в состоянии соответствовать столь высоким требованиям, но подсознательно не может с этим смириться и предпочитает не делать дело вообще, чем сделать его не идеально.)

Помимо рассмотренных психологически причин, нередко не вполне распознаваемых, существуют еще и другие причины промедления:

  • Промедление по привычке: побуждаем ребенка к тому, чтобы он совершал поступки наперекор сложившейся привычке, то есть не медлил, и, таким образом, формируем новую привычку.
  • Способ повлиять на родителей. (Просят вымыть посуду, не буду долго мыть, так, авось, бабушка сама моет.)
  • Драйв. (Выполнение задания в максимально короткий срок.)
  • Если дело слишком скучное или неприятное. (Такое дело называется «лягушка», оно есть и у взрослых, которые тоже их откладывают, растягивая в своей жизни неприятность, а неприятный период, наоборот, нужно сократить до минимума – то есть сделать противную задачу как можно быстрее и немедленно о ней забыть, т.е. «съесть лягушку», следовательно, самая неприятная задача имеет самый высокий приоритет.)
  • Если дело не такое уж важное. (Анализируем его приоритет.)
  • Если дело слишком сложное и времязатратное.

Большая сложная задача в тайм-менеджменте называется «Слон». Типичные задачи-слоны: подготовиться к поступлению в вуз; подготовиться к сдаче ЕГЭ; выучить иностранный язык, стать более крепким и сильным. Как бы мы ни стремились, нам все равно не сделать такую задачу ни за день, ни за неделю. Что же делать? Во взрослом тайм-менеджменте слона режут на бифштексы и съедают каждый день по одному бифштексу, то есть определяют ежедневную порцию работы, планируют ее выполнение и выполняют план. Но доли надо определять правильно – конкретно и ориентировано на результат. Например, сколько задач в день мы должны решать, чтобы без спешки и с последующим повторением подготовиться к сдаче ЕГЭ по математике. Или сколько иностранных слов в день мы должны учить и сколько страниц текста ежедневно читать и переводить.

Представим себе, что речь не идет о столь глобальной задаче, как подготовка к ЕГЭ. Ребенок всего лишь должен сделать уроки, но их задано очень много, за один день все равно не успеть. Да они и заданы на несколько дней. Поэтому у ребенка вроде бы есть причина не начинать выполнять задания. И не хочется выполнять их. Как мы уже договорились, делим задачи на несколько дней. Получилось по две задачи на день. А делать по-прежнему не хочется... Договоритесь с ним, что он сделает одну задачу, всего одну. Любую, какая нравится. Как только он начал делать задачу, какую нравится, да еще она у него быстро и хорошо получилась, он практически по инерции и вторую сделает, а может, и третью. Этот метод называется «методом швейцарского сыра» - «выгрызай» кусочки дела в произвольном порядке, начинай с того, что нравится, что интересно. Нужно ребенку писать сочинение – пусть напишет несколько строк, которые сразу пришли в голову. Потом уже – план и все по порядку. А вначале надо запустить процесс – дать свободу творчеству, воображению. Как только голова ребенка заработает в нужном направлении, его уже не остановить.

Если существующий порядок в комнате ребенка не соответствует его потребностям и целям, если расположение вещей соответствует логике родителя, а не ребенка, то сложности с поддержанием порядка все равно будут возникать вновь и вновь. Необходимо создание такой системы порядка, при которой на ежедневную уборку ребенку понадобится не более 5 минут. Расположение предметов на рабочем столе не должно отвлекать ребенка и мешать ему, а в портфеле все должно быть легко найти.

Обратиться к администрации лицея