Аль­берт Ли­ха­нов «Крёс­на»

Мальчику повезло – у него была очень хорошая учительница Анна Николаевна. Она была уже старушкой, учила его родителей, старших братьев и соседей. На ней всегда был старый платок, которым она покрывала голову или укутывала плечи. К ней все относились с почтением! Она была строгая и заботливая, даже на свои деньги покупала ученикам витамины. Но однажды в классе посреди урока открылась дверь, и вбежала директор школы – так рада она была сообщить, что Анну Николаевну наградили орденом Ленина! Это очень почётная награда. В книге не сказано, за что учительница получила такую высокую награду, но я думаю, за то, что она много лет и очень хорошо учила детей, и они стали известными людьми…
     К ордену Ленина полагалась денежная премия. На неё учительница купила витамины. И каждый день заставляла детей их принимать, пока у неё не закончились деньги. Почему? Потому что хотела, чтобы дети были здоровы. Она знала, что они голодали и слабели. Но странно, что никто из ребят не заметил, что сама-то учительница эти витаминки не принимала и однажды упала в голодный обморок! Когда деньги закончились, Анна Николаевна попросила Вовку Крошкина нарвать хвои. Из неё в школе готовили витаминный настой, которым поили детей, спасая их от цинги.

Мальчик называет учительницу по имени, а многие её называли крёстной, т.к. она была крёстной многих ребят. Её приглашали быть крёстной, потому что доверяли. Она была доброй и учила детей не с помощью наказаний, а лаской и старанием. В книге не сказано, было ли приятно самой Анне Николаевне быть крёстной стольких детей. Но думаю, она радовалась доверию односельчан. А вот легко ли ей было быть крестной? Думаю, нет. Ведь она хотела помочь всем, считая это своим долгом. Например, Вове Крошкину она готовила еду, когда его мама лежала в больнице, хлопотала за своих взрослых учеников, приглашала врача осмотреть детей, помогала советом, делила горе, давала деньги. Если бы она даже не была крёстной, всё равно бы помогала людям. Такой она человек!

Однажды Анна Николаевна упала в голодный обморок. К ней подбежала другая учительница с кружкой сладкого чая и спасла коллегу. Хорошо, что люди так заботились друг о друге. Мама говорит, что доброта заразна. Если человек несмотря ни на что делает добрые поступки, он заражает добротой других. Глядя на неё, и другие учителя были 

В книге есть эпизод, как дети ждут приёма зубного врача. И с ними сидят не мамы, а учительница. Она научила учеников игре: складывать слова из букв вывески «Зубной врач». Дети занялись игрой и забыли про страх. Так же делает и моя мама. Когда я хожу в стоматологию, она берёт с собой какую-нибудь игру.

Этим детям повезло! В войну было мало радостей, но их учительница всегда умудрялась придумать что-то приятное для них. Например, настоящий концерт на уроке музыки! «Однажды к нам приехал дерьмовоз, он чистил канализационную яму. Это был взрослый мужчина, хотя все молодые мужчины тогда воевали. Ещё больше я удивился потом, когда он пришел в наш класс. Анна Николаевна представила его как музыканта. Он исполнял для нас красивые мелодии. Я пытался вынюхать от него запах, но не смог. А мужчина повернулся ко мне и сказал: «Мне надо зарабатывать, понимаешь»? Тогда я не понял, почему музыкант не на войне, если он здоров. Но мама мне объяснила: в те годы многие люди были под подозрением. От них ждали предательства, поэтому ссылали в ссылку или даже сажали в тюрьмы. Этот музыкант был ссыльный. Он из интеллигентной семьи, умнейший и культурный человек, но вынужден был работать дерьмовозом! Приглашая его на урок, Анна Николаевна тоже рисковала. Про неё могли подумать, что она связана с предателем. Это страшно! Мне интересно, думала ли об опасности Анна Николаевна… Думаю, нет. Она была рада помочь музыканту деньгами, а своим ученикам дать возможность услышать настоящую живую музыку. Мама мне казала, что эта история правдива! Действительно в Кировскую область был сослан Соломон Борисович Сахар. Он учился в Пражской консерватории! В Кирове после войны он руководил филармонией, благодаря его труду в нашем городе выступали прославленные музыканты. Думаю, в те военные годы доброе слово Анны Николаевны дало Соломону Борисовичу Сахару душевное тепло и поддержку. Ведь ему было очень трудно жить одному в чужом краю, без семьи, без возможности быть музыкантом!

Ещё вспоминаю такой случай. Однажды почтальон получила похоронку на отца Стёпы Крошкину. Она в ужасе прибежала к Анне Николаевне, не решаясь сама отнести похоронку больной маме Вовы. Анна Николаевна несколько дней держала горе в себе, разведывала, как здоровье мамы Вовы, посылала к ней врачей, чтобы выдержало сердце матери. И только потом сама сказала об этом.

Какой самый сильный эпизод в книге? Для мамы – эпизод с похоронкой, а для меня – эпизод о витаминах.

Прошла война, мальчик вырос, стал мужчиной, и однажды приехал навестить свою учительницу. Как он был рад и благодарен судьбе, что эта встреча состоялась! Мне кажется, все ученики Анны Николаевны выросли такими хорошими людьми!

Захар Хаустов, 3 «Б»